Разное
Последние книги
Самое популярное
Все бесплатно
Все ссылки на файлы, расположенные на страницах сайта, добавлены пользователями и доступны для бесплатного скачивания. За содержание этих файлов администрация сайта ответственности не несет.
Навигация
Вопросы
Затенение компонента определенным цветом
Категория: Компоненты
Категория: Компоненты
Форма всегда наверху
Категория: Компоненты
Категория: Компоненты
Как получить список устройств, подключённых к компьютеру
Категория: Файловая система
Категория: Файловая система
Округление в меньшую сторону
Категория: Математика
Категория: Математика
Создать *.mdb-файл и таблицу в ней
Категория: Базы данных
Категория: Базы данных
Undo в memo
Категория: Компоненты
Категория: Компоненты
Программно скрыть MainMenu
Категория: Компоненты
Категория: Компоненты
Компоненты ToolBar и PageScroller
Категория: Компоненты
Категория: Компоненты
Как создать вычисляемые поля
Категория: Базы данных
Категория: Базы данных
Получить изображение формы в виде Bitmap и поместить его в буфер обмена
Категория: Компоненты
Категория: Компоненты
Assembler and Win32
Assembler&Win32. Курс молодого бойца. Урок 7.
Переходы (прыжки)
Для корректной обработки
данных в ассемблере нужна разветвленность программы. Это достигается
использованием условных переходов. Условный переход это такая команда
процессору, при которой в зависимости от состояния регистра флагов
производится передача управления по некоторому адресу иначе говоря прыжок.
Этот адрес может быть ближним или дальним. Прыжок считается ближним, если
адрес, на который делается прыжок, находится не дальше чем 128 байт назад
и 127 байт вперёд от следующей команды. Дальний прыжок это прыжок дальше,
чем на [-128,127] байт. Прыгать просто так в любом месте программы
бессмысленно. Каждая команда изменяет регистр флагов в зависимости от
результата своей операции. Обычно перед командой прыжка идёт команда
сравнения, которая изменяет регистр флагов в зависимости от результата.
Команд сравнения две: cmp и test. Наиболее универсальная cmp. О команде
test я вам расскажу позже. Команда Cmp производит сравнение двух
операндов. Она сравнивает два значения (регистр, память, непосредственное
значение) и устанавливает флаг нуля Z (zeroflag) если они равны.
Cmp eax, ebx
Cmp edx, 045567890h
Cmp [ebx], esi
Cmp byte ptr [VALUE1], 045h
Регистр флагов.
Регистр флагов имеет набор флагов, которые устанавливаются или сбрасываются в зависимости от вычислений или других событий. Я не буду расказывать о всех, а только о некоторых важных:
ZF (Zero flag) Флаг нуля
Этот флаг устанавливается, когда результат вычисления нулевой (чтобы сравнить - фактически substraction без того, чтобы сохранить(экономить) результаты, но устанавливать флажки только). This flag is set when the result of a calculation is zero (сравнение это фактически вычитание без сохранения результата, и установка соответствующих флагов).
SF (Sign flag) Флаг знака
Если установлен, значит результат вычисления - отрицательное число.
CF (Carry flag) Флаг переноса
Флаг переноса, содержит крайний левый (старший) бит после вычислений.
OF (Overflow flag) Флаг переполнения
Указывает переполнение результата вычисления, т.е. результат больше, приемник.
Есть еще большое колличество флагов (флаг паритета (pf), вспомогательный флаг переноса (af), флаг трассировки (tf), флаг прерывания (if), флаг управления (df), флаг уровня привилегий ввода/вывода (iopl) , флаг вложенности задачи (nt), флаг возобновления (rf), флаг виртуального режима (vm)) но так как мы не будем их использовать, я не буду о них рассказывать.
Прыжки.
Приведу пример самой распространённой команды условного перехода jz:
Cmp eax, 42h
Jz metka2
Если регистр eax равен 42, то управление передастся первой команде после метки metka2.
Также есть команда безусловного перехода - jmp. Она передаёт управление в любом случае. Вы скажете: "Для этого нужна команда call". Я отвечу: "Команда call пихает в стек адрес возврата, а jmp не трогает стек". Условные переходы могут делать только ближний прыжок, а команда jmp может делать и короткий и дальний прыжки. Вот таблица всех условных переходов.
cmp x, y
Все
команды перехода имеют один операнд: смещение для
перехода.
Организация циклов.
Иногда надо организовать цикл, т.е. совершить повторение количество раз, которое указано в регистре ECX. Следовательно, надо у теле цикла уменьшать значение ECX. Именно для этого предназначена команда loop. Он проверяет, равен ли регистр ECX нулю, если он не равен нулю, то значение регистра ECX уменьшается на 1 и совершается ближний прыжок на смещение указанное в операнде.
Mov ecx, 023h
repeat:
……..; обязательно ближнее расстояние
Loop repeat
Тело цикла выполнится 23h раза.
Команда loope делает то же самое, но перед прыжком проверяет, установлен ли флаг ZF, если он установлен, то прыжок совершается. Точно тоже самое делает команда loopz. Команды loopne и loopnz делают то же сомое что и loope, но прыгают, если флаг ZF сброшен.
С переходами разобрались. Разобрались не только с переходами, но и с циклами. Продолжаем изучение ассемблера, читаем следующий урок.
Cmp eax, ebx
Cmp edx, 045567890h
Cmp [ebx], esi
Cmp byte ptr [VALUE1], 045h
Регистр флагов.
Регистр флагов имеет набор флагов, которые устанавливаются или сбрасываются в зависимости от вычислений или других событий. Я не буду расказывать о всех, а только о некоторых важных:
ZF (Zero flag) Флаг нуля
Этот флаг устанавливается, когда результат вычисления нулевой (чтобы сравнить - фактически substraction без того, чтобы сохранить(экономить) результаты, но устанавливать флажки только). This flag is set when the result of a calculation is zero (сравнение это фактически вычитание без сохранения результата, и установка соответствующих флагов).
SF (Sign flag) Флаг знака
Если установлен, значит результат вычисления - отрицательное число.
CF (Carry flag) Флаг переноса
Флаг переноса, содержит крайний левый (старший) бит после вычислений.
OF (Overflow flag) Флаг переполнения
Указывает переполнение результата вычисления, т.е. результат больше, приемник.
Есть еще большое колличество флагов (флаг паритета (pf), вспомогательный флаг переноса (af), флаг трассировки (tf), флаг прерывания (if), флаг управления (df), флаг уровня привилегий ввода/вывода (iopl) , флаг вложенности задачи (nt), флаг возобновления (rf), флаг виртуального режима (vm)) но так как мы не будем их использовать, я не буду о них рассказывать.
Прыжки.
Приведу пример самой распространённой команды условного перехода jz:
Cmp eax, 42h
Jz metka2
Если регистр eax равен 42, то управление передастся первой команде после метки metka2.
Также есть команда безусловного перехода - jmp. Она передаёт управление в любом случае. Вы скажете: "Для этого нужна команда call". Я отвечу: "Команда call пихает в стек адрес возврата, а jmp не трогает стек". Условные переходы могут делать только ближний прыжок, а команда jmp может делать и короткий и дальний прыжки. Вот таблица всех условных переходов.
cmp x, y
Опкод | Значение(переход,если...) | Условие |
JA | Jump if above (X > Y) | CF=0 & ZF=0 |
JAE | Jump if above or equal (X >= Y) | CF=0 |
JB | Jump if below (X < Y) | CF=1 |
JBE | Jump if below or equal (X < Y) | CF=1 or ZF=1 |
JC | Jump if carry (cf=1) | CF=1 |
JCXZ | Jump if CX=0 | регистр CX=0 |
JE (то же, что и JZ) | Jump if equal (X = Y) | ZF=1 |
JG | Jump if greater (signed) (X > Y) | ZF=0 & SF=OF |
JGE | Jump if greater or equal (signed) (X >= Y) | SF=OF |
JL | Jump if less (signed) (X < Y) | SF != OF |
JLE | Jump if less or equal (signed) (X <= Y) | ZF=1 or SF!=OF |
JMP | Безусловный переход | - |
JNA | Jump if not above (X <= Y) | CF=1 or ZF=1 |
JNAE | Jump if not above or equal (X < Y) | CF=1 |
JNB | Jump if not below (X >= Y) | CF=0 |
JNBE | Jump if not below or equal (X > Y) | CF=1 & ZF=0 |
JNC | Jump if not carry (cf=0) | CF=0 |
JNE | Jump if not equal (X != Y) | ZF=0 |
JNG | Jump if not greater (signed) (X <= Y) | ZF=1 or SF!=OF |
JNGE | Jump if not greater or equal (signed) (X < Y) | SF!=OF |
JNL | Jump if not less (signed) (X >= Y) | SF=OF |
JNLE | Jump if not less or equal (signed) (X > Y) | ZF=0 & SF=OF |
JNO | Jump if not overflow (signed) (of=0) | OF=0 |
JNP | Jump if no parity (pf=0) | PF=0 |
JNS | Jump if not signed (signed) (sf=0) | SF=0 |
JNZ | Jump if not zero (X != Y) | ZF=0 |
JO | Jump if overflow (signed) (of=1) | OF=1 |
JP | Jump if parity (pf=1) | PF=1 |
JP | Jump if parity (pf=1) | PF=1 |
JPE | Jump if parity even | PF=1 |
JPO | Jump if parity odd | PF=0 |
JS | Jump if signed (signed) | SF=1 |
JZ | Jump if zero (X = Y) | ZF=1 |
Организация циклов.
Иногда надо организовать цикл, т.е. совершить повторение количество раз, которое указано в регистре ECX. Следовательно, надо у теле цикла уменьшать значение ECX. Именно для этого предназначена команда loop. Он проверяет, равен ли регистр ECX нулю, если он не равен нулю, то значение регистра ECX уменьшается на 1 и совершается ближний прыжок на смещение указанное в операнде.
Mov ecx, 023h
repeat:
……..; обязательно ближнее расстояние
Loop repeat
Тело цикла выполнится 23h раза.
Команда loope делает то же самое, но перед прыжком проверяет, установлен ли флаг ZF, если он установлен, то прыжок совершается. Точно тоже самое делает команда loopz. Команды loopne и loopnz делают то же сомое что и loope, но прыгают, если флаг ZF сброшен.
С переходами разобрались. Разобрались не только с переходами, но и с циклами. Продолжаем изучение ассемблера, читаем следующий урок.